Повествование о борьбе

Повествование о борьбеСледующим источником свода князя Даниила является обширное повествование о борьбе волынских князей с черниговскими.

Не нужно думать, что составитель летописи брал из документов и записей, предоставленных ему, все, что придется, и без размышлений включал в текст. Нет, он составлял княжеский летописный свод, призванный показать местному феодальному обществу руководящую роль данного князя во всей Руси, и отбирал поэтому материал чрезвычайно осторожно. Например, вышеупомянутая черниговская война, как явствует из северных источников, кончилась разгромом войск князя Даниила и его киевского союзника, причем сам волынский князь «едва ушел».

К описанию судьбы черниговских князей автор свода вернулся довольно скоро: «Ростислав собра князе болоховь — скые» и т. д. до слов: «яко от Татар большую надежду име — аху». Этот текст внесен в летопись или самим печатником князя, будущим митрополитом Кириллом, или с его слов; во всяком случае, в центре данного отрывка стоят действия Кирилла, отправленного князем в Бакоту для борьбы с боярским засильем. Содержание речи Кирилла, произнесенной им, при встрече с Ростиславом Михайловичем, в которой он кратко повторил то, что выше записано о действиях неблагодарных черниговских князей, наводит на мысль, что Кирилл принимал деятельное участие в составлении летописного свода. Общая оценка деятельности Кирилла в столице Понизья такова: он же мудростью и крепостью удержа Бакоту».

Следом помещен текст, освещающий отъезд князя Михаила из Венгрии в Чернигов и гибель его в орде. Любопытно, что в летописи князя Даниила нашлось место, чтобы выразить скорбь по поводу злодейского умерщвления русского князя татарами, невзирая на то, что князь Михаил был весьма опасным соперником иолынских князей. Это объясняется, разумеется, общим иротивотатареким тоном летописи князя Даниила и всего владимирского свода.

После вставки, оформленной на основе рассказа воеводы — дворского Андрея о войне за Люблин: «князе же их изя от руку Болеславльу» и Т: д, до слов: «обличая победу», , вновь находим текст, посвященный Ростиславу: «Ростислав же умолив Угор много просися у тьстя, да выидеть на Перемышль» и т. д. до слов: «и прогна — ша и земле и иде Угры».