Современный исследователь

Современный исследовательСовременный исследователь Н. К. Гудзий считает для литературы XI—XVII вв. «социально определяющим» «формирование идеологии господствующего класса, нарастание основного противоречия эпохи феодализма — борьбы класса феодалов с крестьянством и, наконец, рост городской оппозиции и ее последовательное оформление в буржуазную идеологию уже в XVIII в.».

Однако сам автор в конкретном изложении результатов анализа Галицко-Волынской летописи не идет дальше признания этой летописи памятником, относящимся к перу светского человека, «вероятно, принадлежавшего к официальным кругам». Н. К — Гудзий не выясняет, насколько в данной летописи отразилось то, что является «социально-определяющим»; следуя за А. С. Орловым, он характеризует лишь ее литературно-стилистические особенности, которые весьма часто возводятся к заимствованиям из различных греческих и иных произведений.

Таким образом, идейное содержание Галицко-Волынской летописи в трудах историков древнерусской литературы или вовсе отрицается, или остается не раскрытым.

Между тем наше древнерусское летописание было далеко не так бедно идеями, как это кажется иным исследователям.

В нашем исследовании мы, исходя из марксистского понимания задач изучения истории идеологии феодальной формации, считаем основным критерием при реконструкции того или иного летописного свода — определение его классовой, политической направленности.

Пользуясь техническими приемами расслоения текстов, введенными в научный оборот А. А. Шахматовым и развитыми М. Д. Приселковым, мы отдаем себе отчет в буржуазной методологии первого и в идеалистической переоценке в истории древней Руси церковно-политических отношений вообще и русско-византийских церковно-политических отношений — в особенности, второго из названных исследователей.