Новгородское сообщение

Новгородское сообщениеНо и это новгородское сообщение верно лишь отчасти, ибо Мстислав далеко не так легко овладел Галичем. В Киевской летописи сохранились сведения о ходе этой борьбы; мы читаем под тем годом: «Тое же зимы угри выгнаша Мстислава Мстисла-вича из Галича, а королевич седе в Галиче». Лишь с помощью половцев и князей Ростиславичей Мстислав овладел Галичем.

Заметим, наконец, что автор, вносивший в Новгородскую летопись этот южный текст, сделал к нему приписки: он дважды упомянул Киев — «ис Кыева» князья отправились в поход, после похода Владимир Рюрикович якобы сел «Кые — ве». Между тем в Киеве сидел, как известно, Мстислав Романович. В Киевской летописи подобных описок, конечно, не было.

Бесспорно южным является известие о неудачном исходе войны Владимира Рюриковича Киевского и Даниила Романовича Волынского против Михаила Черниговского и Изяслава Мстиславича Смоленского. Любопытно, что этот текст, внесенный в Синодальный список, сохранил даже южный колорит: нет замены «ч» на «ц»— , пишется «Дани — ло», «Михайло» ит. п. В Комиссионном списке этот текст уже «оновгородился»: «Рюриковиць» вместо «Рюриковичь», «галицаны» вместо «галичаны», «Михаил» вместо «Михайло» и т. п. Известие 1237 г.— о приходе митрополита Иосифа из Никеи в Киев также взято из южного источника. Но это не последнее известие, заимствованное из Киевской летописи.

Последним является сообщение о разорении рязанской и суздальской земель. Этот текст Киевской летописи, сравнительно нейтрально передавший чтение северного источника, был переделан в Новгороде не менее основательно, чем в своде 1246 г.

Основная мысль новгородского автора сводится к тому, что «земли грешивши которой любо казнить бог смертью или гладом или наведением поганых…»; к таким землям автор, без сомнения, относит Суздальскую землю. Обращаем внимание на то, что новгородский автор при всех сокращениях текста Киевской летописи сохранил из нее фразу, обидную для Юрия Всеволодовича, который «сам не пойде, не послуша князий рязаньских молбы, но сам хоте особь брань створити».