Политический центр общерусской жизни

Политический центр общерусской жизниСтремясь утвердить читателя в мысли, что с начала XIII в. политический центр общерусской жизни переместился в юго — западную Русь, автор летописи мало посчитался с истинным ходом княжеских смен на киевском столе. Перечислив кое — как киевских князей, он сделал против имени последнего из припомнившихся ему — Владимира Рюриковича—следующее примечание: «Данило посади его в себе место в Киеве. По Володимере же под Даниловым наместником под Дмитром, взяша Батый Киев».

Во-вторых, надлежит отметить еще одно обстоятельство в пояснение того, почему в изучаемом княжеском летописном своде Даниила Романовича отсутствует описание княжения Романа Мстиславича. Как можно судить на основании труда Я — Длугоша, сохранившего нам в известной мере текст Киевской летописи,— причина молчания летописца князя Даниила объясняется тем, что в Киевской летописи читался текст, враждебный князю Роману, и летописцу он не подошел. Не мог летописец привлечь и владимиро-волынский источник: княжеского летописца Роман Мстиславич завести не успел, а епископский летописец был, несомненно, глубоко враждебен князю Роману. Доказательство этому утверждению находим в Киевской летописи, где сказано, что перед походом князя Романа в Саксонию владимирский епископ отказал ему в своем благословении и отверг присланные князем дары. Поэтому летописец князя Даниила ограничился лишь общей, но весьма яркой похвалой князю Роману, именуя его «самодержцем» и подчеркивая, что он «ревноваше… деду своему Мономаху» и то, как в процессе феодальной войны шло объединение земель под властью князей Романовичей и каковы были владения каждого из них.