Полезное
Свежие комментарии

    Господствующее сословие

    Господствующее сословиеЕсли говорить о летописи как памятнике, отражающем идеологию господствующего сословия, и, в частности, его главы—-великого князя, то для примера можно остановиться на двух проблемах.

    Во-первых, летопись обосновывает незыблемое право великого князя распоряжаться судьбами всей галицко-волынской земли. Она осуждает крупную сень — ериальную боярскую знать, а также других князей, пытающихся оказать сопротивление великому князю; она подчеркивает заслуги поддерживающих великого князя «служащих» бояр и «мужей градских», которые обеспечивают князю успех в феодальной войне, поставляя значительные военные силы, укомплектованные из «смердов-пешцев» и «гражан-пешцев».

    При этом постоянно приходится иметь в виду, что упоминание «гражан» и «смердов» в летописи всегда имело целью лишь доказать, что великокняжеская политика борьбы с боярской анархией находила сочувствие в народе.

    И если кое-где проскальзывают указания на усиление эксплоатации крестьянства боярами, то, разумеется, ничего не говорится об экономическом и политическом наступлении самой великокняжеской власти на трудящихся. Этот факт игнорировался дворянской и буржуазной историографией, что облегчало ей апологию княжеской, государственной власти.

    Во-вторых, летопись обосновывает права главы данного крупного феодального княжества распоряжаться судьбами всей Руси и, в частности, владеть ее номинальной столицей — Киевом. Тот факт, что в Киеве находилась митрополия, позволял летописцам-церковникам прикрывать политические устремления своих князей церковными мотивами.

    В этом плане авторы светских княжеских сводов не раз выступают за «единство» Руси, но под властью своего, местного государя, чем и объясняется то, что идея политического единства Руси постоянно наличествует в княжеском летописании крупнейших русских княжеств.

    Разумеется, реальная возможность для княжеского летописца выступать с подобной мыслью заключалась в том, что все русские феодальные «полугосударства» были населены русским народом; он говорил на одном языке, пользовался одинаковыми светскими и церковными законами; этот народ имел русскую денежную систему, возводил постройки, близкие по стилю, Создавал схожие литературные памятники.