Центр просвещения

Центр просвещенияЗаметим кстати, что фигура крещеного литовского князя Войшелка не раз привлекала к себе внимание русских книжников. Так, в Новгороде записали, что Войшелк принял христианство на горе Синайской, где и жил три года; таким образом, здесь не согласились с тем, что православным центром просвещения был не то Холм, не то Владимир-Волынский.

Не одобряя дружбу Льва Галицкого с литовским князем, враждебным князю владимирскому, автор в дальнейшем изложении привел факты, говорившие против Льва. Случилось так, что Тройден, забыв «любви Львови», отправил отряд городнян и занял город Дорогичин, использовав измену некоего Трида. Лев Данилович, однако, сумел привлечь на помощь татар; те, кроме своих полков во главе с Менгу-Тиму — ром, дали ему войско князей «заднепровских», князей брянских, смоленских, пинских и туровских. Разумеется, пришлось итти в поход и князю владимирскому, ибо «бяху вси князи в воли татарской». Летописец владимирский вовсе не ставил своей целью подробно описывать этот поход, он лишь сообщил, что в походе князь Лев «лесть учини», пограбив совместно с татарами и в тайне от других князей посад Но — вогородка, за что «князи мнози вси гневахуся на нь» и возвратились во-свОяси. Летописец не пожелал даже сообщить, чем же кончился для Льва этот поход; хотя окончился он, видимо, вполне удачно, ибо позднее видим город Дорогичин в руках князя Льва. После небольшой вставки из княжеской летописи о посещении князя Владимира его зятем Олегом Брянским, автор опять вернулся к Тройдену. «Придоша пруси ко Троиденови из своея земли неволею перед немци», и посадил их литовский князь в Городно и Слониме; последний город, как известно, признавал власть владимирского князя. Тогда «Володимер же сдумав со Львом, с братом своим» и отправили они войско и «взяста е», чтобы «не под — седали» земли. Далее следует: «Посем же Тройдени послав брата своего Сир. путья и воева около Камена», но князь Владимир «нротиву тому» отнял у Литвы Турийск на Немне.

Характер вышеприведенных известий не позволяет определить, в каком виде читались они в Литовской летописи, но последнее известие о Тройдене, кажется, взято из нее без переделок. Оно отделено от предыдущего двумя вставками основной княжеской летописи: о строительстве князем Владимиром города Каменца и о походе князя Льва с татарами Ногая на Черную Русь.