Краткие жизнеописания

Краткие жизнеописанияНачинается это сообщение известной уже фразой: «Тро — идени же еще княжа в литовьской земле» и сообщается, что он «посла рать велику на ляхы и брата своего Сирпутья посла бяху бо и ятвяги тогда и воеваша около Люблина по 3 дни и взяша бещисленое множьство полона и тако придо — ша с честью великою домовь». Трудно объяснить на основе наших источников, что заставило владимирского автора сделать исключение для этого известия и поместить его в летопись; может быть тому причиной были ухудшившиеся русско — польские отношения.

Мы рассмотрели текст, содержащий краткие жизнеописания литовских князей, и высказали предположение, что источником его является своего рода первая Литовская летопись.

Известно, что древнелитовское государство сложилось в значительной мере на русской территориальной, этнической и культурной основе: русская письменность долгое время господствовала в Литве; Черная Русь с центром в Новогородке явилась сильнейшей опорой формировавшегося литовского государства. Вот почему мы вправе думать, что именно здесь могла возникнуть первая попытка литовского летописания, но поскольку это летописание находилось в руках русских книжников, то понятно, что оно служило целям православной пропаганды. . Иначе мы не сможем найти причин такой отличной осведомленности о главнейших событиях литовской политической истории и такого превосходного знания языческих верований, которые обнаруживаются во Владимирской летописи. Кроме того, отрывок, повествующий о князе Войшелке, указывает довольно ясно, что когда «вниде страх божий в сердце» Войшелка, то он «и крестися ту в Новего — родьце»,— трудно выразить яснее место происхождения изучаемого источника.